Foster Woods рекомендует

Мировая отрасль поиска руководителей высшего звена переживает не лучшие времена. Россия — не исключение.

В III квартале 2012 г. количество новых заказов, полученных компаниями, входящими в ассоциацию executive search консультантов (AESC), сократилось на 7,6% по сравнению с III кварталом 2011 г. и на 6,8% по сравнению со II кварталом 2012 г. Единственным островком стабильности на рынке остался технологический сектор: в нем, по данным консультантов AESC, число новых заказов сократилось всего на 1,9% по сравнению со II кварталом 2012 г. и даже выросло на 12,3% за прошедший год. В отрасли life sciences/healthcare за прошедший квартал число заказов практически не изменилось, но за год снизилось на 9,8%. Остальные отрасли, за которыми следят в AESC (а именно промышленность, потребительский рынок и финансовый сектор), показали снижение показателей как на квартальной, так и на годичной основе.

Результаты разочаровывают, но неожиданными назвать их довольно трудно, отмечает президент AESC Питер Феликс. По его словам, III квартал традиционно относится к одним из самых медленных в отрасли, а в августе и сентябре многие члены ассоциации сообщали о замедлении бизнеса.

Из регионов мира самое значительное снижение (число новых заказов за год сократилось на 12,2%) пришлось на регион Европа, Ближний Восток и Азия (EMEA), чуть лучше дела в Азиатско-Тихоокеанском регионе (-9,6%), Северной Америке (-4,3%), Центральной и Южной Америке (-2,3%).

Хороший, активный квартал, говорит Артем Авдеев, управляющий партнер российского офиса Egon Zehnder. В российской практике компании основными драйверами роста, по его словам, стали фармацевтика, промышленность, потребительский рынок. Из этих секторов много новых обращений и много подтвержденных заказов, говорит он. Но времена, на его взгляд, все равно не самые спокойные. В Западной Европе экономический спад, а в кризисные времена международные компании могут сокращать затраты по принципу «чем дальше от штаб-квартиры, тем лучше». А значит, темпы найма менеджеров в представительствах международных компаний могут сократиться, утверждает он.

Услуга не для госкомпаний

В российском офисе Amrop III квартал 2012 г. был хуже первых двух, но лучше, чем III квартал 2011 г., рассказала партнер российского офиса Екатерина Кашубская-Кимпеляйнен. Возможно, дело в том, что первые два квартала для российского Amrop оказались очень загруженными и успешными, допускает она, но не исключает и структурных изменений на российском рынке executive search. Заказчики стали принимать решения значительно медленнее, на высшие руководящие позиции частные компании ищут людей реже. Развитие бизнеса в России сосредоточено в сфере влияния госкомпаний, говорит Кимпеляйнен, которые по-традиции услугами консультантов executive search пользуются значительно реже. Угрозу со стороны профессиональных социальных сетей и других новейших способов найма Кимпеляйнен видит, но считает ее относительно небольшой. В этот сегмент уходят клиенты, которые хедхантерам доставались случайно, говорит она. Основной хлеб консультантам Amrop приносит выполнение сложных задач, которые с помощью одних только социальных сетей решить точно не удастся, считает она.

В компании Ward Howell III квартал был в меру успешным, хотя и не самым блестящим, рассказал гендиректор компании Евгений Буякин. Не хуже первых двух и даже чуть лучше, чем III квартал 2011 г. Вот только основной бизнес компании — собственно executive search — растет очень медленно, говорит Буякин, а другие направления бизнеса, связанные с предоставлением консалтинговых услуг, например в области управления талантами, развиваются намного быстрее. В долгосрочной перспективе, по его словам, отрасль executive search будет расти, несмотря на развитие профессиональных социальных сетей и других новых способов привлечения персонала.

Амбиции выше результата

Выручка московского офиса Odgers Berndtson по итогам семи месяцев 2012 г. выросла на 16%. Это помогло России выйти на третье место в Европе по выручке, сообщили в компании. Впрочем, несколько стран — например, Швеция, Польша, Турция — росли еще быстрее. В целом же по Европе никакого прироста бизнеса компании получить не удалось. Большинство региональных офисов ставили себе амбициозные планы роста на этот год, но выполняют их пока только Испания и Турция, отмечают в компании.

В портфеле услуг московского офиса Odgers Berndtson самые быстрые темпы роста показывают услуги не непосредственно executive search, а практики «Оценка и развитие руководителей». К концу 2012 г., по прогнозам партнера Odgers Berndtson Даниила Рыбака, на них будет приходиться до 20% оборота офиса.

Ситуация на рынке услуг executive search может служить хорошей иллюстрацией к работам Майкла Портера, говорит Ваагн Манукян, управляющий партнер Heidrick & Struggles в России. Заказчики услуг консультантов консолидируются более быстрыми темпами, чем их исполнители, и поэтому зачастую могут диктовать условия, утверждает он. Большинство же хедхантеров не обладают достаточным весом на рынке и, хуже того, вынуждены постоянно конкурировать с совсем небольшими бутиковыми компаниями. «У нас же каждая пипетка хочет стать клизмой», — говорит Манукян. Консультанты даже с относительно небольшим опытом работы в крупных консалтинговых компаниях норовят, увольняясь, открыть собственные бутики и предложить услуги тем же клиентам, с которыми работали в рамках крупных структур, поясняет он.

Выручка глобальной компании Heidrick & Struggles в III квартале 2012 г. сократилась до $117,3 млн, т. е. на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщается в отчетности. Самый серьезный удар приняло на себя европейское подразделение компании, где падение составило 43%. Число консультантов, работающих в штате компании по всему миру, сократилось с 386 в 2011 г. до 332 в 2012 г. Зато средняя выручка на консультанта выросла до $1,4 млн в год, уточняет Манукян. Итоги по России в Heidrick & Struggles не разглашают, но, по словам Манукяна, наша страна всегда входила в группу растущих рынков, а значит, от московского офиса в штаб-квартире ждали и ждут роста. К концу 2012 г. результаты будут не хуже, чем в 2011 г., несмотря на довольно серьезные изменения внутри самого московского офиса, прогнозирует Манукян.

По его словам, глобальному, да и российскому рынку executive search не помешала бы консолидация, тогда условия работы хедхантеров на рынке стали бы проще, а правила игры — прозрачнее. Он не удивится, если такая консолидация вскоре произойдет.

Agilium

Argentina, Australia, Brazil, Canada, Chile, China, Colombia, Denmark, France, Germany, Ghana, India, Italy, Mexico, Nigeria, Norway, Peru, Poland, Portugal, Singapore, South Africa, Spain, Sweden, Switzerland, Turkey, United Kingdom, United States of America